Подготовку детей к школе, помимо дошкольного
учреждения, осуществляют и в условиях семьи. Важно, чтобы с этой целью использовались
дидактические игры. Поэтому надо помочь родителям овладеть методикой их
использования в воспитании и обучении детей. Целесообразно организовать и
провести специальное собрание. Раскрывая перед родителями значение дидактических
игр в обучении и воспитании детей, я подчеркиваю, что в таких играх у ребят
развиваются не только психические процессы: мышление, речь, память, внимание,
но и такое важное качество личности, как целеустремленность, сосредоточенность,
умение подчинить свое поведение определенным правилам.
Раскрывая значение разных видов игр для
воспитания у детей сенсорных способностей, активного самостоятельного мышления,
советую родителям прочитать соответствующую литературу, обращая внимание на то,
что должно быть интересным и полезным для игр детей в семье. Полученные в
ходе проведенных бесед знания помогают родителям использовать игры
грамотно, целеустремленно.
Я разъясняю родителям значение влияния правил
игры на формирование характера ребенка. Не секрет, что родители, чтобы не
огорчать малыша, иногда стараются не заметить допущенные им ошибки
«подыгрывая» ему. В такой игре пропадает главная педагогическая ценность:
воспитание воли, умение преодолевать горечь поражения, желание играть до
победы.
Для того чтобы родителям была понятна методика
проведения дидактической игры, полезно организовывать такие игры со всеми присутствующими
на собрание взрослыми, которые выступают в роли своих детей. При этом родители
убеждаются, что любая игра требует воли, быстроты мышления, понимания.
Узнают о трудностях и радостях, которые испытывает играющий. Постепенно,
родители овладевают методикой проведения обучающих игр. У них пробуждается
желание - заниматься с детьми. На опыте они убеждаются в том, что
совместные с детьми игры помогают лучше узнать своих детей, уяснить особенности
их характера и поведения, сблизиться с ними. Для подобного общения с детьми
всегда надо находить время. Например, мать с сыном едут в поезде в течение
долгого времени. Сколько игр можно вспомнить за это время: «Добавь слово»,
«Когда это бывает?», «А что потом?». Время проходит быстро, а самое главное с
большой пользой. Ребенок незаметно для себя учится
думать, говорить, общаться.
В беседе с родителями я советую внимательно
изучать индивидуальные особенности своих детей. Например, если слишком
возбудимый, подвижный ребенок - предлагать настольно-печатные игры, такие как:
«Лото», «Разрезные картинки», «Пазлы». «Кубики». Детей с замедленной реакцией
следует вовлекать в игры, которые требуют быстрого ответа, решение игровой
задачи. Например, «Добавь слово». «Кто быстрее назовет?».
Родителям можно дать советы по изготовлению
некоторых настольно-печатных игр дома, привлекая к этому детей. Можно сделать
игру «Лото». Здесь подбираются картинки и наклеиваются на картон: овощи,
фрукты, мебель, посуда, животные и другие. Для игры нужно сделать большую
карту с определенным сюжетом, к ней изготовить небольшие карточки. По
заданию ребенок подбирает нужную карточку.
Для поддержания у ребенка эмоционального
настроя необходимо пребывание в его среде других детей. И здесь важно,
чтобы родители помогали своему ребенку иметь друзей, хороших товарищей. В этом
большую помощь окажут дидактические игры, организуемые для совместного
проведения с другими детьми.