Большую часть жизни люди посвящают работе. Это
естественно, потому что тело и разум человека созданы для активной деятельности.
Однако работа требует усилий, а постоянные
усилия вызывают утомление и напряжение; кроме того, однообразная работа быстро
надоедает и вызывает скуку. Поэтому людям необходимо свободное время, чтобы
расслабиться, отдохнуть и заняться чем нибудь приятным и
интересным.
Отдых и развлечения позволяют
расслабиться, и избавится от нервного напряжения, делают нашу жизнь приятнее и
разнообразнее - все это способствует улучшению самочувствия.
И дети, и взрослые должны стремится найти себе
интересное занятие для проведения свободного времени и при этом не
забывать о занятиях спортом. В жизни множество оригинальных
методик, способов, рецептов, упражнений для организаций досугов. Могу
посоветовать самый простой, домашний. Родителям можно выбрать время
и рассказывать своим детям о своем детстве. Прелесть детства, как отличного
антидепрессанта в том, что оно никуда не исчезло, а живо
глубине памяти. Где – то там «записаны» счастливые детские
мгновения, яркие детские сны.
«Будьте как дети, только тогда войдете
в Царствие Небесное»…
Целительны для души воспоминания детства. Наше
поэтическое светило Александр Пушкин не раз признавался друзьям, что как только
он попадает в Москву, то обязательно спешит в места
своего детства. Поэт отмечает, что во время этих прогулок душа его ликует, а
сердце бьется, на удивление, сильно и радостно.
Можно утверждать, что без
периодических путешествий в детство, вообще нельзя говорить ни о каком душевном
здоровье и внутренней гармонии. Детям открыто больше, чем взрослым, без
постоянного совета с ребенком внутри себя жизнь никогда не будет по –
настоящему осмысленной и гармоничной.
В чем же секрет омолаживающего
воздействия детских воспоминаний? Детство не знает угнетающих «взрослых»
привычек, дел, повседневных обязанностей, «заезженности» и однообразия взрослой
жизни.
Самая страшная пытка взрослой
жизни – пытка предсказуемостью. Какие наши главные мотивы, побуждения, оценки
действительности?
- Надо работать!
- Надо деньги зарабатывать!
- День прошел и славу Богу!
- Все там (на кладбище) будем.
- «нет ничего нового под солнцем».
Когда все уже по взрослому понятно, логично и
неотвратимо, становится невыносимо, уныло и страшно на душе. А в детстве все
ново, волшебно и интересно.
Само слово досуг - это свободное от работы
время. Но мудрые люди говорят:
Свободное время никогда не бывает
свободным от воспитания.
Время ребят никогда не может быть вакуумом,
оно обязательно чем-то заполнено. Часто полезным и интересным делом, иногда
пустым и вредным. Плохо, когда ребята, имея свободное время, бездельничают, пассивно
созерцают мимолетные впечатления. Решить такую нравственную проблему поможет
досуг. В детском саду в течение дня не трудно спланировать детскую занятость,
так как существует режим дня. В нем есть время, отведенное для культурно -
досуговой деятельности детей, в которую входит: отдых, развлечения, праздники,
самообразование, творчество. Я поставила перед собой задачу развития у детей
способности распределять свои силы между умственным трудом, физическими
нагрузками и отдыхом. К.Д. Ушинский писал:
«Отдых
после умственного труда
нисколько
не состоит в том, чтобы
ничего
не делать, а в том, чтобы
переменить
дело…»
Специфика детской досуговой деятельности
состоит в том, что она тесно связана со всей жизнью ребенка: игрой, трудом,
отношением к товарищам и т.д. у дошкольников досуг в основном заполняется
игрой. Можно выделить два основных направления в игровой деятельности досуговых
игр:
1. Игры,
связанные с исходной инициативой взрослого;
2. Игры народные,
традиционные для русских праздников и гуляний.
Самостоятельный ребёнок в любой деятельности
независимый, решительный. Этот ребёнок обладает собственной инициативой.
Ребёнок использует собственные силы и действует без посторонней помощи, без
чужой помощи. Чтобы добиться результата приучаю детей, объединяться в
небольшие группки, рассказывать друг другу эпизоды из любимых книг, загадывать
и отгадывать загадки, самостоятельно рассматривать картинки в альбомах, книгах,
обсуждать их содержание
Обязательно надо развивать желание
самостоятельно заниматься рисованием, лепкой, конструированием, аппликацией и
раскрашивать картинки в книжках «Раскраски».
Поддерживать желаннее детей петь,
танцевать, играть с музыкальными инструментами, музицировать индивидуально и
небольшими группами; организую «концерты» и игру в музыкально-дидактические
игры, привлекаю к изготовлению поделок, масок, а для утренников, инсценировок и
вечеров, оформлению групповой комнаты.
С помощью данных приёмов
развития самостоятельной художественной деятельности у детей формируется
эстетическое восприятие, способность различать и усваивать явления окружающего
мира, эмоциональная отзывчивость, пластика ритмических движений, яркая выразительность
речи, художественно-творческие способности: талант, дарование.
Семья для
малыша – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям.
Отец и мать, а также другие члены семьи – дедушка, бабушка, старшие братья и
сёстры – формируют личность ребёнка с раннего возраста. Членов семьи объединяет
кровное родство, общие интересы, ответственность за воспитание детей.
Во
многих художественных произведениях отражено влияние старших членов семьи на
личность ребёнка. Вспомним повесть А.М. Горького «Детство», в которой писатель
рассказывает о своей бабушке, о её влиянии на внука, живущего в тяжёлых
условиях. Герой повести С.Т. Аксакова «Детские годы Багрова - внука»
вспоминает, как будучи ещё ребёнком, он стал замечать большую перемену в своей
бабушке после смерти её мужа. Как-то услышал он разговор отца с матерью: « Да,
уж совсем не та матушка! Видно ей недолго жить на свете». – Ему стало жаль
бабушку, он сказал: «Надо бабушку утешить, чтоб ей не было скучно!». Отец
тотчас же откликнулся на слова сына: «А вы бы с сестрой почаще к ней ходили,
старались бы её развеселить!. И с тех пор дети по нескольку раз в день бегали к
бабушке, разговаривали с ней, собирали по совету взрослых любимые её ягоды и
грибы. Бабушка становилась всё общительнее, ласковее со своими внуками. В книге
«Повесть о сыне» Е.Н. Кошевой – матери Героя Советского Союза Олега Кошевого –
есть прекрасные страницы о влиянии на мальчика его деда. Дедушка очень любил
природу, умел раскрывать перед ребёнком её тайны: рассказывал о
цветах и хлебах. О том, как произрастают травы, о далёких землях и птицах.
Дедушка побудил в Олеге любовь к своей Родине.
Достойное
поведение взрослых в семье, свободное времяпрепровождение служат для ребёнка
примером подражания, формирует такие нравственные черты, как доброта,
отзывчивость, заботливость.
Современные
бабушки и дедушки обладают большим жизненным опытом. Для воспитания внуков
гдавным является их нравственный облик. Доброта и справедливость, любовь к
труду, ответственность за хорошие результаты, честность и скромность – те
качества, которыми должны обладать старшие члены семьи. От умения сочетать
любовь к внукам с требовательностью к ним, привлекать их к участию в интересных
и полезных делах во многом зависит авторитет дедушек и бабушек. Как
правило, они стремятся оказать помощь молодой семье: берут временно внуков к
себе, проводят с ними отпуск. Порой активно участвуют в благоустройстве детской
игровой площадки во дворе около дома. Возможно, в ущерб себе и своему отдыху
выполняют полезное общественное дело, для того, чтобы не только родные внуки,
но и другие дети живущие в этом дворе, проводили с пользой. Укрепляет отношение
родных проведение праздников. Во многих семьях существует традиция совместного
хорового пения, игры на музыкальных инструментах, проведения игр, состязаний на
смекалку, ловкость, а в подготовке, например, к Новому Году, ко дню рождения
готовить ёлочные игрушки, принимать участие в театрализованном представлении,
организатором которого станет бабушка, а участниками – все члены
большой семьи.
Интересны
и полезны для детей рассказы бабушек и дедушек о своём детстве. Хорошие
традиции развиваются и поддерживаются молодыми родителями, которые проявляют
при этом много выдумки и фантазии.
Нередко
старшее поколение сохраняет в доме семейные реликвии: гимнастёрку, пилотку
военных лет, трудовые и боевые ордена, медали, почётные грамоты, старые
фотографии. Время от времени их достают, рассматривают вместе с внуками и
детьми, беседуют.
Такое общение важно для ребёнка. Оно усиливает
его привязанность к семье, родным, способствует умственному и нравственному
развитию.
Бабушки и дедушки часто совершают прогулки в
парк, на дачу, ходят в зоопарк, в цирк с внуками. Постоянно будят воображение
детей, включая их во все события семейной жизни, направляют к благополучию.