Меню сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 52

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS

МДОУ "Детский сад №1
с. Тепловка"



Воскресенье, 01.11.2020, 05:15
Главная » 2014 » Июнь » 14 » Если ребенок не говорит
20:31
Если ребенок не говорит

Если ребенок не говорит

В ситуации, когда у малыша отсутствует активная речь, пе­ред педагогами и родителями вста­ет вопрос: начинать специальные лого­педические занятия немедленно или сто­ит подождать?

Родители обычно сравнивают речевые способности своего ребенка с уровнем развития речи его сверстников. И, безус­ловно, взрослых начинает беспокоить тот факт, что их ребенок отстает. Однако на бытовом уровне существуют представле­ния о том, что «мальчики вообще начи­нают говорить позже» или «бывает, что молчит, молчит, а потом заговорит» и т.п.

Часто и логопеды в поликлинике со­ветуют немного подождать. Объяснить это можно тем, что занятия с малышами требуют особого подхода, но не каждыйспециалист обладает необходимыми зна­ниями, опытом, а также желанием зани­маться с маленькими детьми. Гораздо легче проводить занятия с ребенком 4,5— 5 лет, поведение которого уже в доста­точной степени произвольно.

В случае отсутствия активной речи у малыша 2—3 лет необ­ходимо проконсультироваться у грамот­ных специалистов — логопеда, психоло­га, психоневролога, оториноларинголо­га, провести ряд медицинских обследо­ваний и при необходимости организовать занятия с ребенком. Наблюдения специалистов, данные медицинских исследований, а также динамика развитияребенка в ходе специальных занятий позволят уточнить характер нарушения, возможные причины возникновения, степень его сложности.

В раннем возрасте нарушения развития речи по своим внешним проявления возрастные. Нарушение развития речи той или иной степени сопровождает любой дефект. Организация наблюдения за ребенком и коррекционные занятия помогут дифференцировать нарушения речи от других нарушений (задержки психического развития, олигофрения, нарушения слуха, аутизм), поставить более точный диагноз нарушения речи.

При этом часть детей, имевших речевые нарушения в раннем и дошкольном возрасте, в результате систематических логопедических занятий могут полностью преодолеть свой речевой дефект и в дальнейшем успешно обучаться в массовой школе. Другие же даже в ходе систематических занятий оказываются неспособны полностью преодолеть недостатки речевого развития, и в школьном  возрасте у них возникают проблемы с усвоением письменной речи (дисграфия,дислексия). В первом случае можно говорить о ЗРР (задержке речевого развития), во втором случае — об ОНР (общем недоразвитии речи).

 

В ходе проведения специальных логопедических занятий с детьми раннего возраста у родителей обычно возникаетвопрос прогноза развития речи ребенка на ближайшую и отдаленную перспекти­ву. Возможно ли составить такой про­гноз? Дело в том, что в раннем и до­школьном возрасте у детей с нарушени­ем речи разной степени сложности уро­вень общего и речевого развития можетвыглядеть примерно одинаково. Поэто­му предположения о дальнейшем разви­тии речи ребенка можно составить, толь­ко учитывая динамику развития речи в ходе коррекционного логопедического воздействия.

В процессе занятий по развитию по­нимания речи основная задача логопеди­ческого воздействия — накопление пас­сивного словарного запаса детей: слова-предметы и слова-действия, а также сло­ва, обозначающие некоторые явления и состояния. Для запоминания детям предлагаются только те слова, которыеобозначают знакомые предметы, дейст­вия, явления и состояния, с которыми они постоянно сталкиваются в повседневной жизни, что могут наблюдать, с чем могут действовать, что чувствуют. В работе с неговорящими детьми не реко­мендуется перегружать их пассивныйсловарь словами с отвлеченным значени­ем или обобщающими словами.

 

Работа по расширению у неговорящих малышей пассивного словаря ведется как логопедом, так и близкими ребенка. Развитие речи малыша требу­ет более внимательного отношения и специальной работы дома,  не следу­ет надеяться только на занятия с логопе­дом. Родители должны осознать, что если ребенок отстает в речевом развитии, необходимо изменить систему его до­машнего воспитания.

1. Создание речевой среды. С ребенком необходимо постоянно беседовать, мно­гократно проговаривая все режимные мо­менты (одевание и раздевание, умывание, купание, кормление, прогулка, под­готовка ко сну) и различные бытовые си­туации (раскладывание игрушек по местам, приготовление еды, уборка со стола, мытье посуды, подметание пола и др.). Такую же работу следует проводить во время игр с игрушками и картинками, при чтении книжек. При этом взрослый говорит простыми короткими предложе­ниями из 2—4 слов, делает паузы, повто­ряя по нескольку раз одни и те же сло­восочетания, меняя интонации, силу го­лоса. Слова произносятся четко, с выде­лением ударного слога, для чего ударный слог немного растягивается. Взрослый часто обращается к ребенку, задает во­просы. Но не следует требовать от малы­ша немедленного ответа. Таким образом,взрослый задает вопрос, делает паузу, затем отвечает на вопрос сам. После того как ребенок много раз слышал название предмета, брал его, ощупывал и рассма­тривал, действовал с ним, можно попро­сить малыша принести (показать, найти, подать) знакомый предмет или совер­шить с ним какое-нибудь действие. При­ведем примеры проговаривания взрос­лым различных ситуаций.

Умывание. Идем умываться. Давай откроем кран. Нет, не в ту сторону, в другую. Вот так. А где мыло? Вот мыло.Бери мыло и намыливай руки. Клади мыло в мыльницу. Давай я тебе помогу. Три руч­ки хорошенько. Теперь давай смоем мыло. Подставляй руки под водичку — вот так. Теперь давай умоем личико — вот так. Набери воды в ладошки и потри личико. Закрой кран. Теперь давай стряхнем воду с ручек вот так. Где полотенце? Бери полотенце, вытирай лицо и руки. Молодец! Смотри, какой чистенький стал.

Сборы на прогулку. (Все необходимые вещи разложены на стульчике.) Сейчас мы с тобой пойдем гулять. Найди, где у нас лежат штанишки. Вот они. Давай наденем штанишки — вот так. Сначала на одну ножку, потом на другую ножку. Теперь застегнем пуговичку. Покажи, гдепуговичка. Неси кофточку. Ой, какая кра­сивая, теплая кофточка!А это что у коф­точки? Кармашек. Найди, где на кофточке спрятался мишка. Правильно, вот он. А где цветочек? Тут. Давай наденем коф­точку. (И т.д.)

На прогулке. Посмотри, какая сегодня погода. Да, дождик идет. Надевай капю­шон. А я раскрою зонтик. Вот так. Теперьможно гулять. А что это на дорожке? Это лужа. В луже водичка. Дождик капал, ка­пал — и получилась лужа. Пойдем дальше. Вот дерево. Посмотри, что это под дере­вом? Это листики упали. Вот желтый ли­стик. А этот листик какого цвета? Крас­ный листик. Много листиков. Покажи, как много листиков. (И т.д.)

Приготовление обеда. (Во время сов­местного приготовления еды соблюдай­те осторожность, страхуйте ребенка.) Я готовлю суп. Будешь мне помогать? Воткастрюля. Нальем в кастрюлю водичку и поставим на плиту. Будем варить суп. Вот картошка. А это нож. Он острый, тебе трогать нельзя. Я порезала картош­ку, смотри, получились кусочки. А ты бро­сай кусочки картошки в кастрюльку. Ос­торожно, плита горячая! А это что? Мор­ковка и лук. Бросай в кастрюлю. Теперь давай помешаем. Чем будешь суп мешать? (Предложите ребенку на выбор вилку, ложку, лопатку, половник, палочку.) А теперь посоли суп. Вот так. (И т.д.)

Построим домик. (Используется набор деревянных или пластмассовых куби­ков.) Смотри, какие у нас есть кубики. Покажи, где красный кубик. Правильно, вот он. А где желтый? А где кубик синего цвета? Вот тут. Давай построим из ку­биков домик. Какой будет домик — боль­шой или маленький? Покажи. Большой? Хорошо. Вот я поставила кубики. Теперь ты ставь. Ставь вот сюда. (И т.д.)

2. Ведение дневника. Помимо созда­ния речевой среды для ребенка, родите­лям рекомендуется вести дневник на­блюдения за развитием активного слова­ря ребенка (записывать все слова, кото­рые употребляет ребенок в том виде, в котором он их произносит, а также «рас­шифровку» значения) и пассивного сло­варя — тех слов, значение которых ребе­нок понимает. Рядом со словами следу­ет проставлять даты. Если родители будут достаточно внимательны, то ведение дневника поможет им увидеть динамику развития речи ребенка. Полезно описы­вать занятия и игры, которые уже прово­дятся с ребенком и которые планирует­ся проводить. Удобно, когда с ребенком занимаются разные члены семьи.

3. Выполнение заданий логопеда. Кро­ме вышеперечисленного, близкие ре­бенка должны выполнять следующие рекомендации логопеда: приобретать необходимые развивающие игрушки,пособия, книжки; подготовить фотогра­фии из жизни ребенка и семьи, которые будут использоваться на занятиях; регу­лярно закреплять пройденный матери­ал и т.д.

Просмотров: 235 | Добавил: admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт

Фотоальбом

Поиск

Календарь
«  Июнь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

Карта посещений

Друзья сайта
  • СарИПКиПРО
  • Министерство Саратовской области
  • УО Новобурасского района
  • СарВики

  • Погода

    Архив записей

    МДОУ "Детский сад №1 с. Тепловка Новобурасского района Саратовской области" © 2020